Обобщение опыта «Методические рекомендации по развитию скорочтения у учащихся» - Лабиринт Знаний
Обобщение опыта

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-63577 от 02.11.2015г., выдано Федеральной службой
по надзору в сфере связи,информационных технологий и массовых коммуникаций.

Обобщение опыта «Методические рекомендации по развитию скорочтения у учащихся»

Деща Юлия Анатольевна – Учитель начальных классов МОАУ «Лицей №2» г. Оренбург
Дата поступления работы: 14.01.23г.

Методические рекомендации по развитию скорочтения у учащихся.

Чтение – это уникальный инструмент приобщения ученика к художественной и научно-популярной литературе, неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребенка, мощное средство воспитания и развития эстетических чувств. Чтение – это и то, чему обучают младших школьников, посредством чего их воспитывают и развивают; это и то, с помощью чего дети изучают большинство учебных предметов.

Совершенствование техники чтения – одна из главных задач младших школьников. От постановки обучения детей чтению во многом зависит формирование личности ребенка, становление его отношения к учению, учителю, товарищам, коллективу, класса, к самому к себе.

Жизнь показывает, что если ученик научился читать в период обучения грамоте, то он в коллективе класса занимает заметное место, и, наоборот, если ребенок не овладел чтением, он чувствует какую-то ущербность, теряет веру в свои силы, в способность успешно учиться и в коллективе класса находится в тени.

Скорочтение – это чтение со скоростью более 300 слов в минуту. Оно возможно только про себя. К скорочтению приходят, как правило, люди взрослые, уже умеющие читать, но чувствующие, что они не успевают прочитать даже малую толику того, что надо было прочитать.

Большинство детей в наших школах читают гораздо медленнее, поэтому, когда мы говорим о скорочтении, то подразумеваем оптимальное чтение, т.е. чтение в темпе разговорной речи. Как показывают исследования, это темп от 120-150 слов в минуту. Именно в таком темпе достигается лучшее понимание текста учениками.

Главной задачей начального обучения родному языку является формирование у детей навыков чтения и письма, составляющих необходимую предпосылку успешности всего последующего обучения. От скорости чтения зависит также процесс развития. Быстро читают обычно те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность. Навык чтения должен быть сформирован в начальной школе. Необходимо стремиться, чтобы в конце начального обучения ребёнок имел скорость чтения не ниже 120 слов в минуту. Но при этом читал осознанно, правильно, выразительно.

Ребенок, который не умеет читать, будет испытывать большие затруднения при выполнении домашних заданий. Ему будет неинтересно на уроках, он неусидчив, не будет посещать библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения – это не, сколько удовольствие, сколько мука.

Вышеизложенное показывает, что выбранная тема «Развитие скорочтения у учащихся» мною не случайна. Понимая значимость обучения чтению в образовании и развитии детей, я ищу пути повышения качеств обучения на этих уроках. Поэтому меня особенно привлекает опыт ученых, педагогов-новаторов, работающих в этой области. Все используемые мной приемы, упражнения описаны в литературе. Неплохие результаты можно объяснить систематичностью работы и проблемно-поисковым стилем мышления. Важно творчески использовать различные методические приемы, упражнения, видоизменять их в зависимости от возраста и подготовки класса.

Скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. Быстро читают обычно те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания.

Мы должны стремиться, чтобы в конце начального обучения большая часть учеников имели скорость чтения не ниже 120 слов в минуту. Для этого существуют различные эффективные резервы обучения чтению.

Приведу наиболее эффективные, на мой взгляд, резервы обучения чтению.

Самое главное – важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человека устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Поэтому если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные по времени упражнения; нужно упражнения проводить короткими порциями, но с большей частотой.

Одна из техник развития навыка скорочтения – это таблицы Шульте-Горбова. Их довольно много, мы рассмотрим с вами только пару.

Первое упражнение таблицы Шульте 3х3

 Это таблица самая легкая, с чего начинают заниматься дети. Нужно смотреть в центр этого квадрата на цифру 4 и стараясь не двигать глазами, искать числа от 1 до 9.

 Глаза ваши будут пытаться двигаться, но нужно стараться удерживать их в центре и искать последовательно числа. Основной принцип концентрация внимания на центре. Это упражнение делается с секундомером, результат фиксируется. И с каждым разом время ваше должно сокращаться при выполнении этого задания. На этой таблице мы потренируемся, но, а на время сделаем таблицу 5х5 это 2 уровень

Следующее упражнение «Красно - черные цифры»

Перед вами прямоугольник с числами. Ваша задача максимально быстро назвать числа от 1 до 25. Называем одно число красное и такое же черное.  Приступаем к выполнению задания.

Это упражнение очень сильно развивает внимание. И оно используется на начальном уровне. Рассчитано это упражнение на детей до 9 лет, есть упражнения помощнее. Но, поверьте, что вам будет не очень просто.

Возьмём следующее упражнение «Алфавит»

Что нужно делать? Вы видите, что здесь две буквы. Одна сверху, другая снизу. Ваша задача называть верхнюю букву при этом поднимать руку. Если внизу написана п- правую, л-левую, о- обе.

Упражнение на развитие чтения с пониманием «Поиск букв»

Нужно найти букву п.  Записать сколько раз она вам встретится. На это задание отводится 15 секунд (букв здесь 20 штук)

Когда ребенок учится искать буквы, написанные разными шрифтами, он легко воспринимает текст, написанный разным шрифтом. Наверное, все вспомнят себя в детстве, листая книгу в библиотеке, многие не брали ее, потому что не нравилось каким шрифтом написано. Поэтому наша задача научить воспринимать информацию, написанную разным шрифтом.

Молния. Упражнение заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с          чтением на максимально доступной каждому скорости чтения «про себя» с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде «Молния!» и продолжается с 20сек. до 2-х минут.

Скачкообразное чтение «Кенгуру». Под счет 1,2,3 фиксируем взгляд на начале, середине и конце строки. Читаем таким образом абзац. Что запомнили? Чтение вслух.

Подведение итогов

Есть еще много упражнений, направленных на развитие скорочтения. Это - «Разные числа», «Устный счет», «Анаграммы». Это лишь малая часть, того, что я вам рассказала.

Что же такое скорочтение? Скорочтение –это набор техник, которые нужно выполнять постоянно и увеличивать сложность для того, чтобы достигнуть результата. Это действительно работает. Скорость чтения увеличивается в 2 раза с учетом понимания текста.

Если проанализировать мою работу по данной методике, то хочется сказать, что результат есть и он положительный.

 В 1 классе дети читали 30-60 слов, во 2 классе 60-90, в 3 классе 90-140 слов, т.е видна положительная динамика моей работы. Можно сделать вывод, о том, что занятия по скорочтению способствуют развитию навыков быстрого чтения.

 Методическую разработку   можно рекомендовать учителям начальных классов, родителям.

 

Методическая копилка