Методическая разработка урока «Путешествие в сказочную страну» - Лабиринт Знаний
Методическая разработка урока

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-63577 от 02.11.2015г., выдано Федеральной службой
по надзору в сфере связи,информационных технологий и массовых коммуникаций.

Методическая разработка урока «Путешествие в сказочную страну»

Романова Анастасия Павловна – Учитель русского языка и литературы МКОУ «Покоснинская СОШ» село Покосное Братский район Иркутская область
Дата поступления работы: 26.11.2020г. 

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

«Путешествие в сказочную страну» 5 класс

Учитель: Романова А.П. 

 

Цель деятельности учителя

Обобщить и систематизировать знания об имени существительном как части речи.

Тип урока

Закрепление полученных знаний

Планируемые образова­тельные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать вопросы, на которые отвечает имя существительное, морфо­логические признаки существительного (род, число, падеж, типы склонения); уметь ставить вопросы к существительным, определять число, род, падеж, тип склонения существительного, обосновывать выбор падежных окончаний существительных, уметь сравнивать, классифицировать, развитие  самооценки; углубить понятие о роли существительных в речи; определять синтаксическую роль существительных в предложении.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), использовать родной язык как средство получения знаний по другим предметам; последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной речи; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках русского языка, литературы и др.)

Личностные: воспитывать интерес к русскому языку как к предмету межнационального общения; желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе; коммуникативные способности, культуру поведения, стремление к речевому самосовершенствованию; формировать  навыки сотрудничества.

Методы и формы обучения

комбинированный, игровой; индивидуальная, групповая.

Образовательные ресурсы

Интернет ресурсы

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядно-демонстрацион­ный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, карточки для работы в группе

Основные понятия

Общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль

 

Организационная структура (сценарий) урока

 

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, зада­ния и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая

деятельность

учащихся

Формы организации взаимо­действия

Формируемые умения

(универсальные

учебные действия)

Промежу­точный контроль

1

2

3

4

5

6

7

1. Моти­вация (са­моопреде­ление) к учебной деятель­ности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эмоциональная, психологиче­ская и мотивационная подго­товка учащихся к усвоению изу­чаемого мате­риала

 

Воспроизведе­ние ранее изу­ченного, уста­новление прежних знаний и применение их в новых си­туациях. Бесе­да с элементами игры

Вступительное слово:

Прозвенел звонок наш в срок.

Вы готовы начать урок?

Все ль на месте? Всё  в порядке?

Учебник и тетрадка?

Каждый хочет отвечать и отметки получать?

Все ли тут хотят учиться?

Значит, можно всем садиться.

 

 

Предлагаю начать наше занятие со словарной разминки

  • Как называется стебель растения в самом начале его развития из семени или корневища (Росток)
  • Огородное растение, растущее обычно кочаном (Капуста)
  • Подберите однокоренное прилагательное к слову лес (Лесной)
  • Водяное растение, у которого отсутствуют стебель и листья (Водоросль)
  • Это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? (Прилагательное)
  • Масло бывает животного происхождения и … (растительного)
  • Скажите одним словом «прибавить одно к другому» (Сложение)
  • Система связи для передачи речевой информации на расстоянии по проводам (Телефон)
  • Что значит кратко пересказать содержание чего-либо (Излагать)
  • Какова задача того, кто обвиняет кого-либо. Скажите одним словом. (Обвинять)
  • Как называется письменное упражнение, перелагающее содержание прочитанного или услышанного (Изложение)
  • Толковый, дельный, серьёзный человек, который занимается делом (Деловой)

 

 

 

- Ребята, сегодня мы с вами совершим   путешествие по некоторой стране, а по какой, вы узнаете, отгадав загадку:

         Давно живу я в мире этом,

         Даю названье всем предметам. (слайд 2)_

- Что это? (Имя существительное) (слайд 3)_

- Как вы определили, что это именно существительные, по каким признакам? На какие вопросы отвечает существительное?

- Ребята, имя существительное это удивительная страна, по которой мы сегодня будем путешествовать.

-Добро пожаловать в удивительную страну «Имя существительное»!

- Откройте тетради, запишите число. Классная работа. Тему урока. 

Приветствие учащихся.

Слушают учителя и участвуют в диалоге с ним.

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

 

Записывают число, «Классная работа», вид работы 

Фрон­тальная

 

 

 

 

 

 

 

 

индиви- дуальная

Личностные: интересуются   изучением русского языка, традициями и ценностями родной культуры; создание ситуации успеха.

Познавательные: осознают учебно-познавательную за­дачу.

 

 

 

Личностные: мотивация к учебной деятельности,

Познавательные: устанав­ливают причинно-следствен­ные связи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

Регулятивные: (проблемная подача учебного материала) принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на во­просы других, формулиру­ют собственные мысли.

Устные ответы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Устные ответы, выполне- ние заданий письменно.


Продолжение табл.

 

 

2. Актуа­лизация и пробное учебное действие

 

3. Выявле­
ние места
и причины
затрудне­
ния.

 

 

4. Целепо-
лагание: постановка учебной задачи и построение проекта.

 

 

 

 

 

 

 

5.Творче­с- кая прак­ти- ческая
деятель­-
ность с сообщени- ем и изучением нового материала

     

 

 

 

Раскрытие сущ­ности новых по­нятий, усвоение новых способов учебной и умст­венной деятель­ности учащихся. Беседа, игра,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа, выпол­нение разно­уровневых обу­чающих заданий на основе текстов карточек.

 

 

- Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по стране, а по какой, вы узнаете, отгадав загадку:

Давно живу я в этом мире,

Даю названье всем предметам

-Что это?

-Как вы определили, что это именно существительное? По каким признакам?

Пора в путь! Все готовы?

 

 

 

 

 

 

 

О чем мы будем говорить в путешествии? Какие цели мы можем перед собой поставить? Что вспомним? Что умеем?

Сегодня мы будем работать в группах. Каждая группа будет получать задания, выполнять их и представлять полученный результат

 

 

 

 

 

 

 

1 остановка «Теоретическая».                                                                                             Блиц-опрос.

1. Что такое имя существительное?

2. Как отличить одушевленные существительные от неодушевленных?

3. К какому роду относятся такие существительные: ябеда, сирота, плакса?      

4. Сколько типов склонений у существительных? (примеры)

5. Каким членом предложения может быть существительное?

6. Как изменяются имена существительные?

7. Приведите примеры имен существительных, которые употребляются только в ед. числе?

8. Приведите примеры имен существительных, которые употребляются только во мн. числе?

                    

2 остановка « Морфологическая».

Чтобы проверить ваши теоретические знания, мы выполним следующее задание
Найдите лишнее слово.

Олень, дочь, мужчина. (род)

Собака, книга, девочка. (одуш.)

Москва, город, Россия. (собств.)

Песня, море, листопад. (склонение)

Ключи, уроки, класс. (число)

- Исключите из цепочки лишнее слово по какому-нибудь признаку так, чтобы в ней осталось 2 слова с общим признаком. Причину исключения назовите.

 

Отвечают на вопросы, читают и отгадывают загадку. Обдумывают ответы на вопросы и отвечают полным ответом. Записывают тему урока.

 

 

 

 

 

Слушают, повторяют правила работы в группе, определяют лидера.

 

 

Формулируют собственные мыс­ли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и од­ноклассниками делают выводы. Знакомят с резуль­татами работы группы, слушают и обсуждают от­веты товарищей. Задают вопросы для уточнения информации

 

Выполняют упражнения. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, делают выводы

 

Фрон­тальная, индиви­дуальная,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Групповая

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечает каждая группа по очереди

 

 

 

Личностные: осознают свои возможности в учении, трудности и стремятся к их преодолению;

Познавательные: устанав­ливают причинно-следствен­ные связи, извлекают необходимую информацию из ответов   высказываний одноклассников и из мультимедийной презентации , делают выводы; Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: обсуждают, задают вопросы с целью получения необходимой информации.

 

 

 

 

Познавательные: читают и слушают, извлекая нуж­ную информацию, а также самостоятельно находят ответы на вопросы; извлечение необходимой информации, систематизация своих знаний Регулятивные: контроли­руют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно ис­пользуют его в решении учебной задачи; работа по плану

Коммуникативные: осу­ществляют совместную деятельность в ра­бочих группах с учетом конкретных учебно-позна­вательных задач, умеют за­давать вопросы для уточне­ния последовательности работы.

Устные ответы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы для уточнения информации.

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

6.Включе- ние в систему знаний, повторение и закрепление знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Самосто - ятельная работа с взаимопро - веркой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа, ответы на вопросы.

 

 

Обобщение полученных на уроке сведений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с учебными пособиями. Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Обучающий тест

Чтобы в ней осталось 2 слова с общим признаком. Причину исключения назовите.

 

Физминутка

 

Цель: психологическая и физическая разрядка

-Ребята! Вы любите играть? Я очень люблю играть Только играть надо с пользой. Давайте я вас научу. Ребята, когда вы услышите имена существительные 1 склонения - поднимите руки верх, когда прозвучит имя существительное 2 склонения – присядьте, а 3 – руки перед собой. Приготовились. Начали.  Зима, утро, урок, море, ночь.

 

 

 

3 остановка «Какая группа быстрее»

Задание: изменить по падежам имена существительные (стол, дома, солнце, деревья). Каждой группе дается листок со словом. Побеждает группа, первая выполнившая задание. (листочек со словом)

 

4 остановка « Синтаксическая».

- Давайте на примере слова РОССИЯ докажем, что существительное может быть любым членом предложения. (работа по группам)

Россия – моя Родина.

Моя родная страна – Россия.

За границей я часто думаю о России.

С самого рождения я живу в России.

- Какими членами предложения могут быть существительные?

(Могут быть и подлежащим, и сказуемым, и дополнением, и обстоятельством.)

 

 

Мы приближаемся к концу маршрута и должны определить, что узнали об имени существительном. Я предлагаю каждой группе выполнить небольшой мини проект «Имя существительное как часть речи»

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют физминутку.

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучают текст. Отвечают на вопросы. Делают вывод.

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют и защищают свои проекты, оценивают работу каждого в группе, заполняют листы самооценки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Групповая

 

Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

 

 

 

Регулятивные: контроли- руют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно ис­пользуют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осу­ществляют совместную деятельность в парах и ра­бочих группах с учетом конкретных учебно-позна­вательных задач, умеют за­давать вопросы для уточне­ния последовательности ра­боты

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разбор по членам предложе-ния.

 

 

 

 

 

 

8.Рефлек- сия учебной деятель- ности на уроке (подведение итогов).

 

 

 

 

9.Домаш- нее задание

 

 

 

 

 

 

Заключительная беседа по вопросам.

   

 

 

 

Итоги     урока:

 

- Понравилось ли вам наше путешествие? Какое настроение у вас сейчас?

- Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Путешествие понравилось – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом.

 

 

 

 

Стук в дверь (Ребята, нам пришло письмо от почтальона Печкина. Давайте прочитаем.) Печкин предлагает нам выполнить дома творческие работы на выбор: 1) Составить кроссворд «Имя существительное как часть речи», 2) Сочинить сказку «Путешествие в сказочную страну». Лучшие работы Печкин опубликует в журнале «Мурзилка».

 

 

 

 

 

 

 

 

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивиду- альная.

Осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, дополнительных пособий и по воспроизведению в памяти).

 

 

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу и работу группы.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.

 

 

Письмен- ная работа.

 

 

 

 

 

Методическая копилка