Педагогический проект «Умелые пальчики» - Лабиринт Знаний
Педагогический проект

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-63577
от 02.11.2015г., выдано Федеральной службой
по надзору в сфере связи,информационных
технологий и массовых коммуникаций.

Педагогический проект «Умелые пальчики»

Семенкова Татьяна Викторовна – Воспитатель МДОУ – детский сад №42 г. Люберцы, Московская область
Дата поступления работы: 30.01.2019г.

Проект «Умелые пальчики»

АКТУАЛЬНОСТЬ

У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками. Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Формирование речи происходит под влиянием кинетических (двигательных) импульсов, передающихся от рук, а точнее, от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребёнка, тем быстрее он начинает говорить. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого - развитию речевой функции.

ЦЕЛЬ: стимулирование речевой деятельности через развитие мелкой моторики в процессе использования традиционных и нетрадиционных форм работы.

ЗАДАЧИ

РАЗВИВАЮЩИЕ:

1. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.

2. Стимулировать речевое развитие, психические процессы через тренинг движения пальцев рук детей, зрительное и слуховое восприятие.

3. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, творческую активность.

4. Укреплять мелкую мускулатуру пальцев, тренировать тонкие движения пальцев рук.

5. Развивать навыки ручной умелости.

ОБУЧАЮЩИЕ:

6. Упражнять в выполнении различных заданий, направленных на развитие мелкой моторики.

7. Обогащать опыт детей различными сенсомоторными впечатлениями.

Практическая значимость заключается в том, что изученный опыт может быть использован в повседневной деятельности педагога, в разработке рекомендаций по развития мелкой моторики.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тип проекта: практико-ориентированный,

По количеству участников: групповой.

Продолжительность проекта: долгосрочный

Срок реализации: сентябрь 2018 – апрель 2019

Форма представления: слайдовая презентация.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

комплексный подход при разработке заданий;

систематичность и последовательность;

вариативность содержания и форм проведения работы;

наглядность;

повторность (цикличность повторения) материала.

ПРОДУКТ ПРОЕКТА

картотека пальчиковых игр

картотека игр с использованием нестандартного оборудования

изготовление пособий

консультации для родителей

материал в уголок сенсомоторного развития (штриховки, трафареты, дорисовки)

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (сбор информации по теме):

Определение актуальности темы, предложение идеи детям о предстоящем проекте.

Выявление уровня развития мелкой моторики у детей.

Определение предполагаемых результатов проекта.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ СРОК ИСПОЛНЕНИЯ

Подбор и изучение методической литературы по данной теме.

Составление перспективного плана работы по развитию мелкой моторики рук на основе тематического планирования с подбором материала:

упражнения для массажа;

логоритмические упражнения;

игры и упражнения с различными предметами и материалами;

пальчиковые игры;

упражнения с элементами театрализованной деятельности с использованием пальчикового театра

Пополнение предметно-развивающей среды (массажные коврики, шестигранные карандаши, мячики для самомассажа, схемы для составления рассказов)

Составление картотеки пальчиковых игр на развитие мелкой моторики.

Подбор консультативного и информационного материала для родителей.

2 ЭТАП – ОСНОВНОЙ (ПРАКТИЧЕСКИЙ):

Осуществление деятельности в соответствии с тематическим планированием.

Реализация проекта в различных формах совместной взросло-детской деятельности.

Организация дифференцированной работы с детьми в соответствии с их потенциальными возможностями.

Осуществление взаимосвязи с родителями по графомоторному развитию детей.

ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

НОД

совместная деятельность

самостоятельная деятельность детей

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Работа с карандашом (штриховка, обводка, дорисовка, трафареты)

Массаж (карандашами, массажными ковриками, мячиками)

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковый театр

Игры с прищепками, пуговицами, палочками, бусинами, крупами, решетками.

Пластилинография, работа с бумагой

ПЛАН РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

НОД по пластилинографии:

«Грибочки»

«Астры»

«Синички»

«Елка из снежинок»

«Вертолет»

«Цветы для мамы»

«Украсим вазу»

Пальчиковые игры

Упражнения с различными материалами (пуговицы, крупа, решетки, зубные щетки, бигуди и т. д.)

Массаж с использованием массажных ковриков, шестигранных карандашей, мячиков январь

Пальчиковый театр

Штриховки, дорисовки, трафареты

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Консультации для родителей: «Крупная польза мелкой моторики», «Развиваем ручную умелость», «Использование самомассажа кистей и пальцев рук», ««Использование массажера «Су-джок» в развитии речи детей».

Материал в уголок для родителей: «Нетрадиционные пальчиковые игры с прищепками», «Нетрадиционные пальчиковые игры с пуговичками»

Памятки для родителей «Рисуем крупой», «Волшебные крышки».

Семинар-практикум «Пальцы помогают говорить»

3 ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (ИТОГОВЫЙ):

Подведение итогов работы.

Анализ эффективности системы работы по развитию мелкой моторики.

Подготовка презентации для педагогов МДОУ «Умелые пальчики».

Оформление проектной деятельности

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

Положительная динамика в развитии мелкой моторики.

Приобретение подвижности и гибкости кисти, точности в движениях пальцев рук.

Повышение уровень развития координации внимания, памяти.

Подготовленность руки ребёнка к овладению письмом.

Обогащение эмоциональной сфера ребенка, накопление двигательного опыта.

Формирование коммуникативных способностей.

ВЫВОД: Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, мы смогли выполнить поставленные задачи.

Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует повышению уровня речевого развития, обогащению и активизации словарного запаса, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007.

2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.

3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

4. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

5. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

6. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

7. Интернет ресурсы

 

Наши акции

Образовательное учреждение, направившее на конкурс(ы) или конференцию 10 и более работ одновременно, БЕСПЛАТНО получит Благодарственное письмо на имя Заведующего (Директора) ОУ с указанием всех участников конкурса или конференции.