Педагогический проект «Формирование основ экологического сознания в младшей группе» - Лабиринт Знаний
Педагогический проект

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-63577
от 02.11.2015г., выдано Федеральной службой
по надзору в сфере связи,информационных
технологий и массовых коммуникаций.

Педагогический проект «Формирование основ экологического сознания в младшей группе»

Демакова Татьяна Викторовна – Воспитатель МБДОУ №109 г. Уфа
Дата поступления работы на конкурс: 22.10.2019г.

Формирование основ экологического сознания в младшей группе

Актуальность:

Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта.
Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях.

И у нас возникло желание охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в людях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких.

Целью экологического воспитания является:

  • Формирование представлений у детей о биологических закономерностях.
  • Формирование эмоционально – положительного отношения к миру.
  • Формирование трудовых умений и навыков по уходу за животными и растениями.
  • Формирование у детей потребности в самостоятельном изучение природы.

Задачи:

Развивать у детей желание, сохранять окружающий мир природы.

Совершенствовать предметно-развивающую среду.

Развивать познавательную активность и любознательность.

Совершенствовать педагогическую культуру родителей по вопросам экологического воспитания детей.

Дошкольники - начальное звено системы непрерывного образования, значит, содержания их образования должно быть связано с содержанием экологического образования. Элементарные экологические знания, полученные детьми в младшем возрасте, помогут им в дальнейшем освоить предметы экологической направленности

Особенности экологического образования детей младшего дошкольного возраста

Заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных.

Обеспечить понимание первоначальных связей в природе и понимание необходимости наличия определённых условий для их жизни.

Значение совместной деятельности взрослого и ребёнка в процессе экологического воспитания.

Воспитатель детского сада – главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно, переходила в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребёнка.

Методы экологического образования в ДОУ:

  • Опыты и эксперименты,
  • Словесные методы (беседы, рассказы – описание и т.п.),
  • Игровые методы и игра,
  • Экскурсии,
  • Практическая деятельность в природе (труд в природе, изобразительная деятельность с отображением природы, лепка).

Экологическое воспитание дошкольника через разные виды деятельности

Ухаживаем за растениями

Целевые прогулки в природу

Трудовая деятельность на участке

Беседы с детьми на экологические темы

Экспериментальная деятельность

Работа с календарём природы

Рассматривание дидактических картинок

Лепка на экологическую тематику

Формы экологического образования в ДОУ

Праздники, развлечения

Работа с родителями (анкетирование)

Труд

Занятия

Кружковая работа

Игры

Наблюдения

Экспериментирование и опыты

Целевые прогулки

Предметно – развивающая среда:

  • Игрушки - аналоги, муляжи овощей и фруктов
  • Дидактические картинки диких и домашних животных
  • Экологические игры
  • Фотоальбомы, иллюстрации
  • Мини – огород

Работа с родителями:

  • Детско – родительские выставки рисунков
  • Привлечение родителей к участию в экологических выставках
  • Индивидуальные беседы и консультации
  • Родительские собрания в форме развлечений, игр
  • Привлечение к оформлению развивающей среды группы
  • Участие в утренниках

Мы считаем, что экологическому воспитанию дошкольников должно отводится важное место. Перед нами возникла проблема, как заложить в ребёнке первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека как живое существо, нуждающееся во вполне определённых жизненно необходимых условиях; человек как природопользователь, потребляющий ресурсы Земли, охраняющий природу. Уверенна, что любовь к природе сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека, должны воспитываться с раннего возраста и в семье, и в дошкольных учреждениях.

Результатом экологического воспитания дошкольников

является экологическая культура личности. Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал: Человек был и всегда остаётся сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к природе, к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка, это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Литература

1. Программа, из детства – в отрочество Т.Н.Доронова.

2. Ф.Аксёнова, Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников – Москва, 2011

3. Л.В. Ковинько, Секреты природы – это так интересно! –Москва, 2004: ил. Лопатина А.А.

4. Сказки матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания/ А.А.Лопатина, М.В.Скребцова. – 2 – е изд. – Москва,2008.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. Приказом Минобразования России от 17.10.2013 №1155.

Спасибо за внимание.

 

Наши акции

Образовательное учреждение, направившее на конкурс(ы) или конференцию 10 и более работ одновременно, БЕСПЛАТНО получит Благодарственное письмо на имя Заведующего (Директора) ОУ с указанием всех участников конкурса или конференции.