Педагогический проект «Что такое дружба?» - Лабиринт Знаний
Педагогический проект

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-63577
от 02.11.2015г., выдано Федеральной службой
по надзору в сфере связи,информационных
технологий и массовых коммуникаций.

Педагогический проект «Что такое дружба?»

Алексеева Ирина Александровна – Воспитатель МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад №177» г. Краснодар
Дата поступления работы на конкурс: 26.06.2019г.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Что такое дружба?»

для детей 6-7 лет

Цель проекта:

Формировать представления детей о дружбе и дружеских взаимоотношениях. Способствовать созданию условий для формирования положительного и доброжелательного отношения между сверстниками.

Задачи:

- расширять и систематизировать знания о культуре поведения и взаимоотношениях между детьми, учить размышлять над нравственной сутью поступков;

- способствовать развитию   коммуникативных   навыков    и социально-коммуникативных качеств (сотрудничество, гибкость, терпимость, умение поддерживать конструктивный диалог, развивать связную речь, обогащать словарный запас, побуждать к использованию в речи пословиц и поговорок, умение применять свои знания на практике, развивать творческие способности при совместной художественно-продуктивной деятельности);

-   формировать умения замечать положительные качества другого человека и говорить о них, а также правильно оценивать свои поступки и своих друзей, сверстников;

- побуждать детей к совместной деятельности; развивать познавательную активность и любознательность;

- воспитывать дружелюбие, доброжелательное отношение друг к другу, сопереживание, сочувствие, потребность проявлять взаимопомощь, доброту, заботу, внимательное отношение к окружающим, способствовать сплоченности коллектива.

Актуальность.

Детство — это уникальный период в жизни каждого из нас, именно в это время происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. Социальный опыт, полноценное коммуникативное развитие дошкольнику необходимы прежде всего, для того, чтобы успешно перейти от дошкольного периода к школьному.

Социальное развитие дошкольников подразумевает процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества в котором ему предстоит жить. Таким образом, у ребенка формируется базовая первоначальная культура.

Психологи говорят о том, что к поступлению в первый класс бывшему дошкольнику необходимо прежде всего умение выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми, обладать определенными коммуникативными навыками, компетентностями.

Работа над данным проектом реализовывалась с воспитанниками подготовительной группы не случайно. Детское взаимодействие постоянно находится в зоне внимания воспитателей подготовительной группы.  Именно в этих группах углубляется интерес детей к сверстникам как партнёрам для общения и совместной деятельности, устанавливаются дружеские отношения и сотрудничество.

Я обратилась к проблеме социального развития воспитанников подготовительной группы после того, как провела анализ их общения между собой. Методом педагогической оценки являлось наблюдение за поведением детей в процессе их взаимодействия со сверстниками и взрослыми в игре, организованной образовательной и свободной самостоятельной деятельности в естественных условиях их жизни в детском саду.

Наблюдая за детьми во время общения, было замечено, что не все дети умеют сотрудничать. Некоторым тяжело договариваться, отстаивать свою точку зрения без обид, драк и скандалов, у отдельных ребят отмечалась повышенная агрессивность по отношению к сверстникам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, взрослыми, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним.

В совместной деятельности возникают трудности, когда надо уступить, или, видя затруднения другого ребенка, просто подойти и предложить помощь. Не все ребята понимают полноценного значения понятий – друзья, дружба, дружеские взаимоотношения.

Проблема становления межличностного общения на основе гуманных отношений связана с дефицитом воспитанности, доброты, культуры в воспитании ребенка в сегодняшних условиях. Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения.

Таким образом, одна из основных составляющих социального развития ребенка, а именно развития коммуникативных компетенций, формирования дружеских взаимоотношений со сверстниками требует более пристального внимания со стороны педагогов и родителей.

Столкнувшись с этой проблемой, ребятам подготовительной группы был прочитан цикл рассказов В. Осеевой о дружбе («Три товарища», «Синие листья», «Добрая хозяюшка»). После обсуждения прочитанных произведений детям были заданы следующие вопросы: «Что такое дружба?», «А умеете ли вы дружить?», «Давайте попробуем посмотреть, как у нас это с вами получается?».

Ребята согласились. Так началась совместная работа над проектом «Что такое дружба?».

Тип проекта:

- по виду проектной деятельности: творческо- информационный;

- по составу участников: групповой;

- по продолжительности: долгосрочный.

Срок:

с 01.08. 2018г. по 31.10.2018г.

Проблема проекта:

Дети часто при общении друг с другом используют в речи понятия: дружба, друг, друзья, дружеские отношения. А что же обозначают эти понятия? Кто такие друзья? Как нужно дружить? На эти и многие другие вопросы необходимо найти ответы.

Предполагаемые результаты

- формирование коммуникативной компетентности воспитанников по теме «Дружба»;

- систематизация знаний о дружбе, нормах поведения и правилах взаимоотношений со сверстниками, применение полученных знаний на практике;

- использование основных форм речевого общения между детьми, диалоголизации речи в ситуации творческого и игрового общения;

улучшение микроклимата в группе.

- создание детского альбома рисунков «Мой друг»;

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап.

I. Методическая работа:

1) Изучение методической литературы по социально-коммуникативному развитию старших дошкольников.

2) Составление перспективного плана мероприятий.

II. Организация предметно-пространственной развивающей среды:

1) Подборка художественной литературы, дидактического материала, наглядного пособия по теме проекта в соответствии с возрастом детей.

2) Разработка картотеки игр на развитие навыков общения старших дошкольников.

III. Работа с родителями:

1) Информатизация родителей по теме данной проектной деятельности;

2) Разработка консультаций.

Основной этап.

1. Реализация работы.

2. Цикл бесед: «Дружба – это хорошо или плохо?», «Глупые ссорятся, а умные договариваются», «Кто такой настоящий друг?», «Как поступают настоящие друзья?».

3. Познавательное чтение (стихи, рассказы):

«Дружат дети всей земли» Викторов В.,

«Два друга» Квитко Л., В. Осеева (цикл рассказов),

«Два товарища» Толстой Л.,

«Незабудка не смогла подружиться» О. Гавриченко.

4. Подвижные, дидактические, игры – инсценировки.

5. Оформление выставки детских работ «Мой друг», создание детского альбома рисунков.

Завершающий этап.

Анализ и обобщение результатов работы по творческо- информационному проекту «Что такое дружба?».

План реализации проекта

Срок реализации проекта в месяцах

Совместная деятельность

Непосредственно-образовательная деятельность

Август

1 неделя

 

 

 

2 неделя

 

 

 

 

 

 

 

 

3 неделя

 

 

4 неделя

 

1. Чтение художественной литературы о дружбе (стихи, рассказы): «Дружат дети всей земли» Викторов В., «Два друга» Квитко Л., В. Осеева (цикл рассказов), «Два товарища» Толстой Л., «Незабудка не смогла подружиться» О. Гавриченко.

 

2.   Беседы о дружбе, друзьях, о том, кого можно назвать другом, как ведут себя настоящие друзья: «Дружба – это хорошо или плохо?», «Глупые ссорятся, а умные договариваются»

 

«Кто такой настоящий друг?», «Как поступают настоящие друзья?». Задачи: Расширять представления о дружбе, побуждать детей к активному диалогу, высказыванию своих впечатлений по теме. Способствовать обмену и усвоению новой информации.

 

3.  Просмотр презентаций: «Мои лучшие друзья», «Дружные ребята», «Стихи и песни дружбе». Задачи: углублять представления о дружбе.

4. Разыгрывание игровых ситуаций. Предложить обыграть в форме этюдов следующие ситуации: «Кто виноват» (Ребята сидят за столом. На столе лежат бумажные кораблики. Двое мальчиков одновременно схватили кораблик и тянут каждый к себе. Оба мальчика падают, а кораблик лежит на полу разорванный. В конце этюда педагог вместе с детьми делает вывод, кто виноват, как нужно было поступить.); «Поссорились – помирились», «Как положено друзьям – все мы делим пополам…», «Долгожданная встреча», «К чему ведут ссоры в игре» - напомнить детям о том, что ссора мешает игре и дружбе (предложить обыграть стихотворение А. Шибаевой «Подружки»), «Новенькая» (побуждать детей к проявлению внимания и сочувствия к сверстникам); «Ты поссорился с другом, а теперь хочешь помириться».

Сентябрь

1 неделя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 неделя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 неделя

 

 

 

 

4 неделя

5. Разучивание пальчиковой игры «Дружат в нашей группе девочки и мальчики», физминуток о дружбе.  

   Подбор пословиц о дружбе.

 •Нет друга – ищи, а нашел- береги.

• Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

• Один за всех, и все за одного.

• Человек без друзей, что дерево без корней.

• Сам пропадай, а товарища выручай.

• Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать.

• Друг за друга держаться – ничего не бояться.

• Друзья познаются в беде.

• Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает.

6. Организация сюжетно – ролевых игр:

«В гостях», «Праздник именинников». Задача: учить эмоционально выражать чувство радости и весёлого настроения от общения с окружающими людьми.

 Словесные игры по теме «Дружба»:

«Подбери слова к слову «дружба» (дружок, дружить, друг, подружиться, дружелюбие, дружелюбный, дружественный, дружина, дружище); «Закончи предложение» (Если мой друг заболел, я…. Мне подарили фломастеры, и я…. Когда мне нужна помощь, я…); «Комплимент» - развивать умение входить в контакт, видеть и подчёркивать положительные качества и достоинства сверстников.

7. Интервьюирование детей: «Как поступают настоящие друзья?», «Живет ли дружба среди вас? Почему?», «Ты считаешь себя настоящим другом? Почему?»

   Организация дидактических игр:

«Что такое хорошо, а что такое плохо», «Спиной друг к другу», «Мы разные», «Узнай друзей по голосу».

8.   Литературная викторина «Кто с кем дружит?»

1. Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка)

2. Доверчивый Буратино и … (Мальвина)

3. Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок)

4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон)

5. Забавные бурундучки Чип и …   (Дейл)

6. Белоснежка и … (7 гномов).

Октябрь

1 неделя

 

 

 

2 неделя

 

 

 

 

 

 

 

 

3 неделя

 

 

4 неделя

9. Составление правил дружбы (для этого каждый берет сердечко, говорит свое правило, и опускает сердечко в волшебную копилочку:

• Правило первое - дружно играть.

• Правило второе – уметь договариваться.

• Правило третье - говорить спокойно, не повышая голос.

• Правило четвертое – делиться игрушками.

• Правило пятое – уважать мнение другого человека и т.д.)

10. Создание групповой эмблемы дружбы. Оформление уголка дружбы.

   Совместное изготовление нетрадиционных игровых пособий (с привлечением родителей): «Мирилочка», «Доброе сердце», «Зонтик доверия».

11. Организация игр со сказочным персонажем – Шапокляк (с использованием нетрадиционных пособий).

12. Самостоятельная художественно-творческая деятельность (рисование на тему «Мой друг», оформление выставки детских работ, создание детского альбома рисунков).

Заключение

     Получить определенные представления ребенок может в процессе игровой деятельности, во время бесед со взрослыми, при ознакомлении с художественной литературой, когда ему данные представления предлагаются уже в «готовом виде». Но наиболее результативным, по моему мнению, социальное воспитание и формирование понятий и представлений о дружбе, дружеских взаимоотношениях происходит в процессе проектной деятельности. Контактируя со сверстниками во время проектной деятельности, дошкольники стремятся наладить между собой деловое сотрудничество, у них появляется общее дело, они стараются согласовать свои действия для достижения общей цели, а поиск ответов на многие вопросы, стимулирует как познавательную активность детей, так и способствует развитию самостоятельности в умении добывать необходимые ребенку знания и представления.

     В работе над проектом «Что такое дружба?» ставила перед собой задачи раскрыть понятия дружбы, дружеских взаимоотношений, дать представление детям о том, кто такие друзья, показать способы общения друзей, научить взаимопомощи и взаимовыручки. Дети остались довольны результатом такой плодотворной совместной работы. С энтузиазмом рассматривали и обсуждали фото проекта. Познавательные сведения, предлагаемые педагогами, воспринимались детьми с большим интересом, на их основе дети рисовали портреты своих друзей, создавали эмблему дружбы, составляли правила дружбы, охотно делились новыми сведениями с родителями. В результате проектной деятельности дети многое узнали о дружбе, приобрели представления, на основе которых более осмысленно стали подходить к решению возникающих проблемных ситуаций при взаимоотношениях между детьми. В игровой деятельности дети стали чаще использовать такие социальные роли как друг, подружка и выстраивать ролевое поведение в игре в соответствии с полученными представлениями.

Выводы:

   В целом проект помог детям не только приобрести представления о понятиях о дружбе, но и помог развить навыки совместной деятельности, способствовал развитию   коммуникативных   способностей, формированию элементарных правил и культуры поведения. 

Работа в ходе реализации проекта может быть специально организована, а также внедрена в обычные плановые формы работы.

Литература:

1. Хухлаева О.В.  Тропинка к своему Я / О.В.  Хухлаева, – М.: Генезис, 2014. – 175с.

2. Шипицина Л.М.  Азбука общения / Л.М. Шипицина, – СПб.:  Детство – Пресс,  2015. – 384с.

3. Авдеева Ю.В. Коммуникативное развитие детей 5-7 лет/ Ю.В. Авдеева, - М.: Сфера, 2012.-63 с.

4. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет/ В.И. Петрова, - М.: Мозаика-Синтез, 2017.-75 с.

5. Журавлева Е.Н. Развиваем творческое воображение дошкольников: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. – Мозырь: Белый Ветер, 2015.

6. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество дошкольников: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

7. Нечаева В.Г., МарковаТ.А., Жуковская Р.И., Година Г.Н., Козлова С.А., Виноградова Н.Ф., Буре Р.С., Загик Л.В., Виноградова А.М. Нравственное воспитание в детском саду. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1984.

8. Новикова И.В. Объемная аппликация в детском саду. Художник: Е.А. Афоничева. – Ярославль: ООО «Академия развития», 2011.

9. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

 

Наши акции

Образовательное учреждение, направившее на конкурс(ы) или конференцию 10 и более работ одновременно, БЕСПЛАТНО получит Благодарственное письмо на имя Заведующего (Директора) ОУ с указанием всех участников конкурса или конференции.