Обобщение опыта «Использование художественных техник в обучении рисованию» - Лабиринт Знаний
Обобщение опыта

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-63577
от 02.11.2015г., выдано Федеральной службой
по надзору в сфере связи,информационных
технологий и массовых коммуникаций.

Обобщение опыта «Использование художественных техник в обучении рисованию»

Емельянова Ирина Ремовна – Педагог дополнительного образования МАУДО «Дворец детского (юношеского) творчества им. Л. Голикова» г. Великий Новгород
Дата поступления работы: 22.01.2020г.

Использование художественных техник в обучении рисованию

На современном этапе существует множество материалов для детского творчества, например: краски – акварельные, гуашевые, акриловые, но у каждой из них своя техника живописи. В школах и детских дошкольных учреждениях педагоги предпочитают работать с одним из этих материалов или акварельными, или акриловыми, или чаще всего гуашевыми красками. Когда детям предлагают рисовать незнакомыми красками, малыши выполняют рисунки в несвойственной этому материалу манере, например: гуашь сильно разводят водой, а акварель пересушивают. Дети не любят рисовать красками, на то у них есть причины. Для выполнения рисунка красками требуется больше времени, чем карандашами или фломастерами. Краски на рисунке текут, делая его не привлекательным. Красками лучше получается изображение крупных видов, чего не скажешь о мелких деталях. Необходимо знать последовательность выполнения рисунка красками, чтобы от процесса и результата получить удовольствие. Я предлагаю детям в процессе обучения понять и освоить приемы выполнения рисунков разными живописными техниками – акварельной и гуашевой.

В 1 полугодии учебного года дети выполняют задания с помощью акварельных красок. Рекомендую использовать наборы акварельных красок, состоящие из 24 цветов. В процессе создания рисунков дети знакомятся с разнообразием цветовой палитры желтых, красных, зеленых, синих и других цветов. Осенняя тематика рисунков предлагает представить, вспомнить и выполнить, используя радужный подбор красок, разнообразное решение фона путем разбавления акварельных красок чистой водой. Учащиеся пробуют выполнить воздушность неба путем прозрачности акварельной краски, стараются передать яркость осени наполненными цветом разноцветными пятнами. Так дети понимают, что акварельная живопись одновременно может быть яркой и прозрачной. Сквозь краску просвечивает белая бумага, подсвечивающая цвет. Краска должна быть жидкой, а для этого в нее нужно добавлять достаточное количество воды.

Кроме больших свободных форм (небо, поляны) на рисунках изображаются небольшие картинки, при выполнении которых требуется аккуратность и сосредоточенность, а также достаточное количество времени для просушки. Чтобы предостеречь рисунки от большого количества затеков краски, нужно использовать тонкие кисти. У детей 6-7 лет недостаточно терпения для детальной проработки мелких деталей тонкими кисточками, в этом случае хорошо подойдут восковые мелки, которые дети используют для создания контура изображений в рисунке. Жирный яркий контур придает декоративность рисунку, также спасает его от затеков акварельной краски, которые делают рисунки детей не очень привлекательными.

К концу полугодия дети научатся понимать, что рисунок можно выполнять различными способами. Акварельные краски любят воду, благодаря которой цвет получается сочным, прозрачным и подвижным. В некоторых случаях лучше сделать предварительный рисунок восковыми мелками. Это дает возможность смело делать картинки кистями разной толщины, используя всю палитру акварельных красок.

Во 2 полугодии учебного года в программе предусмотрены темы с зимними сюжетами, где для изображения снега нужно много белой краски. Задания предлагаю выполнять гуашевыми красками. Рекомендую использовать набор гуаши 12 цветов. Чтобы экономно использовать время занятия, первые задания выполняются детьми на цветном матовом картоне. Цвет картона является фоном. Гуашевые краски - это цветная паста уже готовая к нанесению на картон, также хорошо перекрывает цветной фон. Гуашевые краски непрозрачные, в сравнении с акварельными красками. Дети смешивают краски, чтобы получить отсутствующий цвет, активно пользуются палитрой. Смешивая краски с белилами, получают светлые тона, добавляя к белой краске черную краску, получают серый цвет. Гуашевые краски сильно водой не разводят, затекания красок друг в друга не происходит, поэтому контур рисунка выделять восковыми мелками в этом случае не рекомендую. В дальнейших заданиях, рисуя на белой бумаге, полностью от акварельных красок не отказываемся. Они хорошо подходят для решения в рисунке фона, особенно неба. Гуашевые краски покрывают влажный акварельный фон плотно и ярко. При выполнении рисунков в смешанной технике (акварель и гуашь) дети справляются с заданием быстрее, не боятся рисовать красками, потому что уже неплохо ориентируются в последовательности выполнения рисунка и особенностях живописной манеры акварельных и гуашевых красок.

В течение учебного года я знакомлю учащихся с акварелью, гуашью и восковыми мелками - художественными материалами, удобными для выполнения детских рисунков. Это дает возможность разнообразить изобразительную деятельность. Дети проявляют свой интерес к различным подходам в выполнении рисунков, что повышает их мотивацию к творчеству.

 

Наши акции

Образовательное учреждение, направившее на конкурс(ы) или конференцию 10 и более работ одновременно, БЕСПЛАТНО получит Благодарственное письмо на имя Заведующего (Директора) ОУ с указанием всех участников конкурса или конференции.