Обобщение опыта «Индивидуализация обучения как один из путей активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и краеведения» - Лабиринт Знаний
Обобщение опыта

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-63577
от 02.11.2015г., выдано Федеральной службой
по надзору в сфере связи,информационных
технологий и массовых коммуникаций.

Обобщение опыта «Индивидуализация обучения как один из путей активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и краеведения»

Гукина Нина Александровна – Учитель истории МКОУ ООШ №29 д. Ракитино, Узловский район, Тульская область
Дата поступления работы: 19.02.2019г.

Базовая модель обобщённого педагогического опыта учителя истории и обществознания

Тема опыта:

«Индивидуализация обучения как один из путей активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и краеведения»

Идеи опыта:

- актуальность проблемы краеведения, истории «малой родины»;

- переосмысление педагогической концепции образования;

- обеспечение успешности в обучении каждого ученика;

- сохранение и укрепление здоровья обучающихся при организации познавательной деятельности;

- приобретение учащимися социального опыта.

ИПМ 1. Сведения об авторе.

Ф.И.О. автора - Гукина Нина Александровна.

Образование - высшее.

Название ВУЗа - Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого.

Специальность - учитель истории и обществознания.

Педагогический стаж - 49 лет

Квалификационная категория - высшая

Награды - имею значок «Отличник народного просвещения РСФСР»

Работаю в 5-9 классах муниципального казённого общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы № 29 Узловского района Тульской области.            

Заповедь моя - нести добро.

Прошумим, пролетим и растаем

Чуть светясь или мир ослепя,

И останется то, что оставим

От себя мы на после себя,

Не за то, что мы сделать хотели,

За иное нас будут судить;

Что построили или успели

Не взрастить, так хотя б насадить.

А прожил не замечен, не спрошен,

Ни о чём, что потом, не скорбя,

Так и знай - ни плохим, ни хорошим

Не помянут потомки тебя,

(Ираида Ульянова "Берёзовый дождь"),

Эти строки поэтессы И. Ульяновой заставили меня призадуматься, задать себе вопросы: в чём суть моей работы? Как и чему учить детей? Как сделать, чтобы ребята любили историю и географию?

Родилась и живу я в большой деревне с красивым названием Ракитино, что в Тульском крае, Мои односельчане очень добрые, трудолюбивые и простые люди. О нашем Тульском крае трудно рассказать простыми словами, легче спеть или нарисовать. Ведь Тульская земля - это край цветущих садов, красивых рек, полных свежести зелёных лугов. Каждый клочок - история.

И эту красоту, богатую историческими событиями землю, как учитель истории и географии я должна показать детям, научить всё воспринимать как храм, как драгоценный дар, где каждая капля, пылинка, росточек и человек составляют единую гармонию.

Однажды я спросила своих учеников: "Каким вы хотели бы видеть своего учителя?" В ответ услышала: "понимающим, уважающим своих подопечных, объективным в оценке знаний и наших поступков, разумно требовательным и справедливым, чтоб нам верил, нас любил и умел прощать." Значит, есть над чем подумать.

Я стараюсь сделать детей счастливыми хотя бы на час на уроке, школьном вечере, экскурсии, поездке. Большое значение при этом уделяю слову. Ведь слово учителя - это инструмент, а если оно имеет много оттенков, то это уже универсальный инструмент. Надо больше внушать детям, что они хорошие, воспитывать чувство собственного достоинства. Эта заповедь - основа моей работы.

История и география начинаются у родного порога, а кончается где? Во Вселенной. Преподавателю истории и географии в сельской малокомплектной школе нелегко. Во-первых, благодаря сложившимся педагогическим воззрениям этим предметам не придают особого значения, про них забывают, «их оттесняют».                

Во-вторых, предмет требует от учителя глубоких специальных и общенаучных знаний.

В своей работе я использую разные новшества, педагогические и компьютерные технологии, но не без оглядки. Всегда всё пропускаю через себя. Провожу разные нестандартные уроки: уроки-практикумы, уроки лекции, уроки- презентации, экскурсии и многое другое. Словом, делаю всё, чтобы уроки были интересными. Вот так от урока к уроку в постоянном прикосновении к природе и обществу формируются активные личности будущих граждан и хозяев своего края.

ИПМ 2. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА.

На формирование моего опыта оказали влияние следующие факторы:

1. Изучение нормативно- правовой базы.

а) Закон об образовании

б) Концепция модернизации.

в) Проект «Наша новая школа»

2. Изучение методической литературы.

а) Развитие учебных умений на уроках истории. Н.Н. Панфёрова. ж «Тульская школа» № 1- 1999г.

б) «Методика историко- краеведческой работы в школе» под редакцией           Н.С. Борисова.

в) «Историческое краеведение» под редакцией Г.Н. Матюшина.

г) «Внеклассная работа по истории», составитель Е.М. Бердникова.

д) «Болевые точки и нерешённые проблемы», статья О. Репиной ж. «Директор школы» №7-2001г.

е) «Индивидуализация обучения как один из путей активизации познавательной деятельности учащихся» М. И. Анцибор. Тула 1993г

ж) «Формирование активной жизненной позиции школьника» М. «Просвещение» 2001г.

з) «Историческое краеведение» В.Н. Ашурков, Д.В. Кацюба, Г.Н. Матюшин.

и) «Индивидуальный подход в воспитании ребёнка» В.И. Ковальчук. М. «Просвещение» 2009 г

к) «Географическое краеведение в общеобразовательной школе» А.З. Сафиулин М. «Просвещение» 2010г.

л) «Предметно- поточная организация- эффективный способ дифференциации обучения», н/п ж. «Завуч» № 3- 2005г.

м) Музееведение. М. Москва Высшая школа.

н) В.А. Сухомлинский «О воспитании»

3. Изучение опыта коллег: Г.И. Курасовой- учителя высшей квалификационной категории Школы № 17города Узловая.

РМО на тему «Новые педагогические и компьютерные технологии обучения истории.

4. Работа над темой по самообразованию «Индивидуализация и дифференциация в краеведении и музейной педагогике».

"Самостоятельность головы
учащегося - единственно
прочное основание всякого
плодотворного учения"

К.Д. Ушинский

Введение.

1. Актуальность проблемы индивидуализации обучения.

Мы живём во время реформирования России, неотъемлемой частью которого является модернизация образования. Утверждаются качественно новые принципы организации жизнедеятельности людей, ведётся работа по определению путей устойчивого развития общества, а значит, важной является проблема формирования личности, которая способна обеспечить это развитие и спешно адаптироваться в быстро меняющихся социально-экономических условиях общества.

       Кроме этого современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков - на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности, как нравственной характеристики личности. В такой педагогической теории обучения, ученик становится центральной фигурой, а его деятельность приобретает активный, познающий характер. «Процесс гуманизации обучения и воспитания, связанный с усилением внимания к личности ребенка, с подходом к нему как к высшей ценности общества, отражает тот социальный заказ, который на пороге третьего тысячелетия общество предъявляет образовательным системам разного уровня». Сейчас многие развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих образовательных систем так, чтобы в центре внимания педагогов находилась познавательная деятельность учащихся. Важен не конечный результат (знания устаревают, подвергаются изменениям), а сам процесс приобретения знаний. Необходимо научить учащихся самостоятельно учиться и добывать необходимые знания, учить умению адаптироваться в жизненных ситуациях и самостоятельно принимать решения, критически мыслить. Как говорит Л.Н. Толстой: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений». При традиционном подходе и традиционных средствах обучения эти задачи решить достаточно сложно.

Учение – целенаправленный и мотивированный процесс, поэтому задача учителя состоит в том, чтобы включить каждого ученика в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных способностей учащихся. Этому способствует осознание учеником цели предстоящей деятельности, для чего он должен пройти следующие этапы: потребность – мотив – цель- действие – рефлексия.

Многочисленные примеры свидетельствуют о том, что одной из перспективных форм работы со школьниками, организации их научно-исследовательской деятельности является индивидуализация обучения.

Следовательно, передо мной, как учителем, стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Достичь результата в выполнении этой задачи можно только в условиях реализации

инновационного подхода в обучении, обеспечивающего переход на продуктивно-творческий уровень. Этого можно достичь при помощи разнообразных технологий. Одной из таких технологий является индивидуальная методика, которая в свете требований к современному образованию позволяет эффективно решать поставленные задачи.

«Школе необходимо иметь программы обучения, УМК в соответствии с уровнем федерального компонента государственного образовательного стандарта; наличие подготовленных педагогических кадров; учебно-материальная база должна соответствовать федеральному перечню необходимого учебного оборудования для эффективного обучения. Школа получает лицензию на право ведения образовательной деятельности по образовательным программам обучения. Создание современной образовательной среды: оснащение учебных кабинетов, библиотеки мультимедиатехникой, программным обеспечением по учебным предметам; возможность использования Интернет-ресурсов в учебном процессе. Построение обучения на основе индивидуального обучения изменило принципы формирования учебного плана школы, составления расписания занятий. Школа определяет общий набор учебных предметов и курсов общеобразовательного уровня».

Индивидуальное обучение – форма, модель организации учебного процесса, при которой: учитель взаимодействует лишь с одним учеником; один учащийся взаимодействует лишь со средствами обучения (книги, компьютер и т.п.).

Главное достоинство индивидуального обучения – оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; следить за его продвижением от незнания к знанию, «вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как обучающегося, так и учителя, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны учителя и со стороны ученика. Все это позволяет ученику работать экономно, постоянно контролировать затраты своих сил, работать в оптимальное для себя время, что, естественно, позволяет достигать высоких результатов обученности. Индивидуальная работа требует адекватного уровня развития общеучебных умений и навыков. Знания учащихся, как правило, находятся в прямой зависимости от объема и систематичности их самостоятельной познавательной деятельности. В связи с этим А. Дистервег писал, что “развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение”.

Индивидуальная учебная деятельность учащегося на уроке – это когда:

1) перед всеми учащимися одновременно поставлена некоторая цель как сугубо индивидуальная, личная цель деятельности;

2) содержание задания либо одинаково для всех, либо дифференцировано, либо индивидуализировано;

3) выполнение задания осуществляет каждый учащийся самостоятельно;

4) учащимся оказывается дифференцированная помощь в виде конкретных указаний с учетом их уровня знаний и умений;

5) подводятся итоги учебной деятельности каждого учащегося.

Индивидуализация обучения не означает, что каждый школьник обучается индивидуально, независимо от других, хотя и такое обучение возможно.

Основная часть.

Глава 1. К истории индивидуализации обучения.

Поиск путей индивидуализации обучения определяет одно из основных направлений модернизации отечественного образования. Как альтернатива традиционной унитарной организации учебно-воспитательного процесса индивидуализация обучения требует, прежде всего, внедрения новых подходов в решении вопросов нормативно-правового, организационно-педагогического, программного и учебно-методического обеспечения, а также перевода процесса индивидуализации обучения на технологический уровень.
Безусловно, в педагогической практике накоплен достаточный опыт работы по технологиям индивидуализации обучения, предложенными Инге Унт, А.С. Границкой, В.Д. Шадриковым и другими. Гуманно-личностный подход к ребенку, личностно ориентированное содержание, заложенное в основе данных технологий, позволяет сохранять и развивать индивидуальность школьника, его потенциальных возможностей и способностей.
Однако, на наш взгляд, для целостного развития личности на основе учета индивидуальных особенностей и запросов, учащихся требуется       обращение к их     образно-эмоциональной сфере сознания.

В современной отечественной педагогической практике и теории наиболее яркими примерами технологий внутриклассной индивидуализации обучения являются:

– технология индивидуализированного обучения Инге Унт;

– адаптивная система обучения А.С. Границкой;

– обучение на основе индивидуально-ориентированного учебного плана В.Д. Шадрикова.

Гипотеза Инге Унт: в современных условиях главной формой индивидуализации обучения является самостоятельная работа учащегося в школе и дома.

Гипотеза А.С. Границкой: в рамках классно-урочной системы возможна такая организация работы класса, при которой 60–80% времени учитель может выделить для индивидуальной работы с учениками.

Гипотеза В.Д. Шадрикова: развитие способностей эффективно, если давать ребенку картину усложняющихся задач, мотивировать сам процесс учения, но оставлять ученику возможность работать на том уровне, который для него сегодня возможен, доступен.

Особенности содержания и методики.

Инге Унт: индивидуальные учебные задания для самостоятельной работы, рабочие тетради на печатной основе, руководства к индивидуализированной самостоятельной работе. Приспособление к имеющейся учебной литературе.                            

А.С. Границкая: оригинальная нелинейная конструкция урока: часть первая – обучение всех, часть вторая – два параллельных процесса: самостоятельная работа учащихся и индивидуальная работа учителя с отдельными учениками. Использование обобщенных схем (Шаталов), работы в парах сменного состава (Дьяченко), многоуровневых заданий с адаптацией (карточки Границкой).

Н.Д. Шадриков: учебный план, программы и методические пособия для шести уровней, которые позволяют вести обучение в зависимости от способностей каждого ученика. Выбирая посильный уровень сложности по каждому предмету, ученики оказываются в классах с переменным составом и, не теряя в объеме и содержании предмета, вместе движутся в освоении учебной программы. Причем выбор уровня сложности достаточно подвижен и делается не «навсегда», как в классах выравнивания, например, а в соответствии с сегодняшним наличным состоянием способностей учащегося.

ИПМ 3. Теоретическая интерпретация опыта.

Перед каждым творчески работающим учителем, где бы и с какой категорией учащихся ("сильными", "слабыми") он не работал, непременно возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. К таким проблемам, на мой взгляд, относятся ключевые, а именно:

- как обеспечить успешность каждого ученика в обучении;

- как сохранить и укрепить здоровье ребёнка при организации его учебной деятельности;

- каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а прежде всего приобретение каждым учащимся в ходе учебных занятий социального опыта;

- как в настоящее время при переосмыслении концепции гуманитаризации образования приобщить ребёнка к национальным и общечеловеческим ценностям;

- как сделать так, чтобы гражданин нашей великой страны помнил о своих корнях - "малой Родины" всю свою сознательную жизнь.

Но есть вопрос: "Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?" Ответом, направленным на разрешение основного противоречия традиционной школы, связанного с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний, может стать принцип индивидуального подхода к обучению, но осуществляемый на индивидуальном уровне. Такая трактовка индивидуального подхода вызвана следующими соображениями:

Во-первых, нет ни одного ребёнка, идентичного другому. Каждый неповторим!                                                                                             

У   каждого   ребёнка   свой   индивидуальный   сплав   способностей, темперамента, характера, воли, мотивации и т.д. Эти     особенности     не     носят   фатальной     предопределённости, неизменности   и   неизменяемости.   Они   развиваются, изменяются, поддаются коррекции.

Значит, индивидуальные особенности даже отдельного     ученика     невозможно     в полном     объёме     учесть     при организации учебной деятельности.

Дети являются не только, да и не столько объектом педагогического воздействия, сколько субъектом собственной деятельности. Следовательно," индивидуальный и дифференцированный подход в обучении - это когда сам учащийся, исходя из своих особенностей, возможностей, потребностей (как правило, неосознаваемых или осознаваемых с возрастом), определяет личную "траекторию" своего развития".1 Задачей же учителя при осуществлении данного подхода в обучении становится создание таких психолого-педагогических условий, которые обеспечивали бы активное стимулирование у учащихся самооценки образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.

1.3 Основные цели индивидуализированного обучения:

• сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей (способностей);

• содействие средствами индивидуализации выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащихся;

• формирование общеучебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития каждого ученика;

• улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов;

• формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества.

1.4 Общие принципы индивидуализации обучения:

• индивидуализация есть стратегия процесса обучения;

• индивидуализация является необходимым фактором формирования индивидуальности;

• использование индивидуализированного обучения по всем изучаемым предметам;

• интеграция индивидуальной работы с другими формами учебной деятельности;

• учение в индивидуальном темпе, стиле;

• предпосылкой индивидуализации обучения является изучение особенностей школьников, которые в первую очередь следует учитывать при индивидуализации

учебной работы: обучаемость, учебные умения, обученность, познавательные интересы.

Индивидуальный подход – это:

  • принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности;
  • ориентация на индивидуальные особенности ребенка в общении с ним;
  • учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения;
  • создание психолого-педагогических условий не только для развития всех учащихся, но и для развития каждого ребенка в отдельности.

Индивидуализация обучения – это:

  • организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся;
  • различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход.

1.5 Технология индивидуализированного обучения сельской школы – это такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными.

Сельская школа имеет свою специфику работы: малая накопляемость, отсутствие параллельных классов, отдалённость от центра культуры, миграция коренного населения, "многостаночность" преподавания создают определённые трудности в организации учебно-воспитательного процесса, в то же время в маленьких классах более интенсивно протекает взаимодействие учителя с учениками. При правильной организации обучения это позволяет эффективно использовать принципы личностно-ориентированной технологии. Особенности малокомплектной школы, а также изменяющиеся социально-экономические условия на селе повлияли и на образовательный процесс в нашей школе. Обновились целевые установки. Важным направлением в работе педагогического коллектива стали создание условий для развития личности ребёнка с учётом его интеллектуальных способностей, здоровья, социальных ценностей; формирование образовательной системы, позволяющей охватить единым процессом обучения и воспитания ребёнка в разные периоды его жизни: со школьного возраста до профессионального определения. "Правильная организация учебно-воспитательного процесса требует, чтобы каждый ученик всегда был занят разрешением задачи, представляющей определённую трудность, но посильной для него, так, как только при этом условии будет осуществляться развитие его познавательных способностей и поддерживаться интерес к учению". 

Поэтому перед учителем стоит задача: видеть в уроке не только общую учебную проблему, но и определить пути разрешения этой проблемы применительно к каждому из учащихся. В данной ситуации самому учителю следует учиться общению как со всеми детьми, так и с каждым ребёнком в отдельности, соблюдая педагогический такт и моральные нормы. Я считаю, что поведение учителя должно быть примером для учащихся. Дети всё подмечают, замечают и делают выводы об отношении к ним учителя.

"Основная цель индивидуализации обучения - поднять сильных и способных, а слабых и малоспособных учеников подтягивать до уровня средних, а некоторых из них, возможно, и до уровня сильных и способных".

Трудность учителя в осуществлении индивидуализации обучения заключается в том, что на уроках разных предметов группы сильных и способных, слабых и малоспособных и средних способностей составляют не одни и те же, а разные учащиеся.

В малочисленном классе всякого рода педагогические "болячки" особенно заметны. Здесь нет возможности ориентироваться на некого среднего ученика: здесь все дети на виду со своими возможностями, способностями, интересами или трудностями. Легче учителю, если класс гомогенный, в котором подобрались дети примерно одного психофизиологического типа, близкие по уровню восприятия, памяти, устойчивости основных психических процессов, в этом случае учебный процесс направлен на достижение общей для каждого цели, проходит в одинаковом для всех темпе, на одном общем содержании.

Значительно сложнее, если класс из 5-8 человек (а именно такие классы характерны для малокомплектной школы) неоднороден, «где каждый ребёнок представляет собой одну из трёх групп (условно естественно) по свойствам уравновешенности психических процессов возбуждения и торможения: первая - ученики с преобладанием процесса торможения над возбуждением; вторая группа - ученики с преобладанием возбуждения над торможением; третья - ученики с уравновешенными процессами возбуждения и торможения» 

Соответственно это соотношение оказывает влияние на все психические процессы, на познавательную деятельность.

Ученики первой группы прежде других попадают в ряд "слабых". Они медлительны, не успевают за классом.

Если учитель не найдёт или не применит индивидуального подхода, они совершенно потеряют интерес к учёбе, отстанут, хотя на самом деле могут учиться успешно на "хорошо" и "отлично". Ученикам второй группы трудно самостоятельно выделить что-то. Их представления бедны и отрывочны, чтобы запомнить материал, им необходимы многократные повторения. Внешне их психические особенности проявляются в торопливости, невнимательности, эмоциональности, несобранности. Для этих учащихся особенно трудны задания на обобщение, так как уровень их аналитического мышления низок.

Учителю при этой приходится специально отрабатывать умение проводить анализ и синтез с этой группой учеников, обращать внимание на развитие усидчивости, пунктуальности, предлагать больше заданий на развитие речи. Обучение этих детей требует большого труда, терпения, времени.

Глава 2

2.1 Индивидуализация в процессе обучения.

Задания должны быть особенно подробны, разбиты на этапы, невелики по объёму. В третью, самую многочисленную группу, входят ученики с уравновешенными процессами возбуждения и торможения. Они обладают устойчивым вниманием, при наблюдении легко выделяют общее и частное, в результате чего у них формируется первоначальное понятие; владеют, по сравнению с другими группами, большим словарным запасом. Считая индивидуализацию обучения одним из средств, повышающих качество урока, С.Т. Шацкий призывает учителей изучать своих учеников, развивать у них лучшие качества и способности.
"Вопросы правильной организации урока имеют большое значение: как начинать урок, сколько времени тратить на инструктивную часть, какие нужно дать объяснения... Все эти вопросы могут быть правильно разрешены только при том условии, когда я хорошо знаю ребят. Я за такую установку, что нужно к уроку готовиться так, чтобы все без исключения ребята могли проработать предлагаемый им материал, т.е. начать с минимума - какой минимум вы можете дать ученикам.
Для этого нужно хорошо знать ребят". Незнание особенностей и способностей учеников может привести к плачевным результатам.
Вначале я решила отслеживать состояние здоровья своих воспитанников.

Ежегодно группа врачей из ЦРБ осуществляет полное обследование детей. Вместе с медсестрой нашего медпункта выявили, какие заболевания наиболее многочисленны у наших детей. Оказалось, что у моих наблюдаемых учащихся (28) есть Заболевания:
плоскостопие - 7
сколиоз - 3

близорукость – 1

есть учащиеся с лишним весом - 1
и низкой массой тела - 1.

В беседах с детьми и родителями выяснила, какой у детей сон, аппетит, режим дня школьника, подсчитала, сколько пропусков у детей и по каким причинам.

Причём состояние здоровья детей с каждым годом ухудшается, об этом говорит быстрая утомляемость детей, малоподвижность, вялость, снижение работоспособности из-за последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Естественно, что одной профилактической работой, здесь не обойтись. Как не учитывать этого?

"Каждый ученик - особая творческая индивидуальность со своими привязанностями, интересами, особенностями и склонностями, потребностями и желаниями". С этой целью на каждого воспитанника и ученика я завела индивидуально-диагностическую карту отслеживания динамики развития учащихся.

В неё я включила такие черты индивидуальности ребёнка.

Познавательные способности;

*   память;

*   мышление;

*   наблюдательность;

*   речевое развитие.

Волевые черты:

*   произвольное внимание;

*   настойчивость в работе;

*   дисциплинированность;

*   планирование своей работы;

*   самоконтроль, в) Мотивы учения;

*   любознательность;

*   трудолюбие;

*   одобрение учителем;

*   одобрение родителями;

*   ответственность перед коллективом, собой, семьёй;

*   уверенность в себе;

*   адаптированность к условиям школьной жизни. Нравственные черты:

*   доброта;

*   честность;

*   сопереживание;

*   любовь к близким, к Родине.

     В   связи   с   возрастными   особенностями   некоторые   черты индивидуальности   изменяются, приобретаются другие, а третьи   - например, неуверенность в себе, из мотивов - одобрение учителем (учатся осознанно) исчезают.

1.2     Индивидуальный подход в семье.

Роль индивидуального подхода должна проявляться в семье. Семья для ребёнка является естественной воспитывающей средой. «Влияние семьи бывает нередко столь сильным, что создаётся впечатление, будто характер родителей полностью передался детям по наследству». Учитель обязан познакомиться с условиями воспитания ребёнка в семье. Посещение семьи поможет учителю познакомиться с семейными взаимоотношениями членов семьи, найти пути педагогического влияния на родителей, не прибегая к расспросам, увидеть и оценить, какое место в семье занимает ребёнок.

Часто родители не идут на контакт, не оказывают доверия учителю, настороженно относятся к визитам учителя, нужен неоспоримо педагогический такт, в беседах уметь уловить недосказанное, уметь установить истинное положение дел. Данные посещений заношу в таблицу.

Список

Состав

Бытовые

С кем

Выполн.

Отнош.

Соблю-

Чте-

детей

семьи.

условия.

дружит

режима дня.

к учебн.

деят-

сти

дение

единых

требов.

членов

семьи.

ние книг.

Гукина

неполн.

хорошие

с одно-

выполня-

ответст-

нет

мало

Настя

 

 

классни­ками

ет

венно

 

 

Катасонов

полная

желают

с Ваней

выполня-

добро-

нет,

мало

Алёша

 

оставлять

Рыбки-

ет, но с

совест-

отец

 

 

 

лучшего

ным

измене­ниями

но учится

само­устра­нился

 

Корнилаева

полная

хорошие

Ширяе-

не выпол

учится

нет

мало

Таня

 

 

вой Ю. (8кл.)

няет, ме­шают различн, обстоя­тельства

добро­совест­но, с интере­сом

 

 

Из данной таблицы видно/ что в этом классе проблема с чтением, В самом деле читают медленно, а в некоторых моментах по слогам. Данные из таблицы позволяют правильно планировать работу с родителями как общую, так и индивидуальную. Провожу также и анкетирование с целью выявления отношения родителей к учёбе своих детей. Например:

 Как учится Ваш ребёнок?

Какие предметы он любит?

Его отношение к своим учителям,

С каким чувством он ходит в школу?

Его мотив учения.

Как Вы сами оцениваете учёбу своего ребёнка?

Что говорят об учёбе Вашего ребёнка учителя-предметники?

Как относитесь к неудачам и успехам своего ребёнка?

На     основе     ответов     родителей     даю     рекомендации     по индивидуальному подходу к детям в семье.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

1. Понаблюдайте за выполнением режима дня Вашего школьника,

2. Проконтролируйте время, затраченное на подготовку домашних заданий, отдых, работу по дому (сделайте вывод).

3. Проконсультируйтесь у учителей по поводу учёбы ребёнка. Постарайтесь советы учителей выполнять.

4. Определите мотивацию учения ребёнка.

5. Выработайте общие требования семьи, старайтесь о них не забывать.

6. Помните, что ребёнок в Вас видит друга и ждёт понимания.

В классном уголке вывешиваю рекомендации родителям по поводу волнений сдачи экзаменов их детьми.

1. Ни в коем случае не давайте седативные препараты: элениум, тазепам и т.д.

2. "Успокаиваться" надо заранее: за 1-2 недели до экзаменов. Сделайте настойки из трав и давайте пить по чайной ложке 2-3 раза в день после еды.

3. А вот накануне или перед самыми экзаменами ничего успокаивающего пить не стоит, чтоб не спровоцировать сонливость, заторможенность. На экзамены следует приходить собранным и активным.

4. Пересмотрите питание. Оно не должно содержать много стимуляторов: кофе, чая, сахара.

В конце года составляются характеристики на учащихся по материалам

длительных и систематических наблюдений. В дальнейшем они периодически просматриваются, в них вносятся соответствующие изменения, вызываемые тем, что с течением времени характеристики могут "устареть", так как под влиянием индивидуального подхода, естественно, поведение, характеры детей изменяются. При обмене опытом на педсовете или производственном совещании бывают очень нужными данные характеристики, когда обсуждается проблема личностно-ориентированной технологии.

   Ребёнок от рождения - активное существо. Он развивается/, взаимодействует с внешним миром через различные виды деятельности, в которых и проявляет свои индивидуальные способности.

Однако, развитие не тождественно ни усвоению знаний, ни усвоению отдельных приёмов мыслительной работы или отдельных умственных действий. Возникает вопрос, при каких условиях обучение не только расширяет круг знаний ученика, но и способствует его умственному развитию.

Задача школы - максимально активизировать мыслительную деятельность учащихся. Только в процессе умозаключений, суждений, определений, индукции и дедукции, самостоятельного размышления над учебной или

жизненной задачей у учащихся вырабатывается метод умственной деятельности, определяется собственный стиль работы, укрепляется способность к анализу и синтезу в соответствии с той или иной системой знаний. В курсе отечественной истории много заданий начинается со слов: "Почему, как вы думаете, согласен ли ты, определи, подумай и т.д.", где заключена уже мыслительная деятельность.

Вместе с тем, каждому учителю известно, что не всем детям одинаково даётся усвоение нового материала, о чём свидетельствуют индивидуальные особенности детей в познавательной деятельности. Уже при кратковременном наблюдении на уроке можно заменить большую или меньшую внимательность каждого учащегося к тому, что происходит в классе. Бросаются в глаза различия в быстроте сообразительности, запоминании и воспроизведении по памяти. Одни дают полноценные ответы без задержки, другие - после длительного размышления.

2.3 Мой опыт в индивидуализации в краеведении и музейной педагогике.

В процессе усвоения нового материала по ответам школьников можно установить различие в их способности примечать, улавливать больше или меньше деталей в рассказе учителя/ в умении анализировать материал, в особенностях построения речи (строго логической или образной эмоциональной), например, тема по Отечественной истории в б классе:

"Москва - центр объединения русских земель, битва на поле Куликовом". При объяснении второй части темы следует начать рассказ с характеристики Дмитрия Ивановича - московского князя. Следует сосредоточить внимание на понятии о духовной силе человека, данным В.А. Сухомлинским: "Человечество уже в седой древности убедилось, что кроме силы физической у человека есть сила духовная - верность своим убеждениям, уверенность человека в своей правоте, непоколебимость перед трудностями, бесстрашие". Выписав на доске черты, определяющие духовную силу человека, предлагаю учащимся определить, в чём проявилась сила духа русских воинов на Куликовом поле? Тем, кто послабее, даю задание составить план рассказа и постараться по схеме передать его одноклассникам. И третьей группе учащихся, которые медленно усваивают изучаемый материал, передать по вопросам ход Куликовской битвы. Здесь также сказывается разница в силе  внимания, восприимчивости, в некоторой степени отражающая особенности темперамента, в полноте и точности восприятия и наблюдения, в индивидуальных особенностях восприятия и мышления.

Пути развития индивидуализации обучения могут быть различны:

1 путь - частичная индивидуализация; путь - помимо общеклассного индивидуальных или групповых работ;

2 путь - задания по карточкам или вариантам.

Зная индивидуальные особенности детей, следует давать задания на углубление и расширение знаний по теме "Это интересно", задания на предупреждение и устранение отставания, Неуспеваемости, задания на развитие познавательных способностей, интересов: творческие работы.

Сегодня, когда развивается общественное движение за возрождение русской национальной материальной и духовной культуры, актуальность проблем краеведения, истории "малой Родины" в условиях общеобразовательной массовой школы трудно переоценить. «Историческое краеведение в школе играет существенную педагогическую роль в идейно-политическом, трудовом, нравственном, эстетическом, экологическом воспитании учащихся, занимает важное место в формировании патриотизма молодого поколения, так как свои истоки любовь к Родине берёт в стране нашего детства - отчем крае, чей светлый образ навсегда остаётся в сердце каждого».1Пройдёт определённое время, и сегодняшние учащиеся станут врачами, токарями, путешественниками, учёными- людьми нужных специальностей. Но прежде всего они должны стать гражданами Российской Федерации.

Краеведение прочно вошло в общеобразовательную школу и является важным средством повышения качества знаний. "Важнейшими особенностями школьного краеведения на современном этапе является его высокая общественно-полезная направленность, а также поисково-исследовательский характер".2 В историческом краеведении почтенное место отводится человековедению.

Это помогает воспитывать у учащихся чувство уважения к делам и трудам предшествующих поколений и наших современников, гордость за успехи наших земляков.   В связи с развитием экологического аспекта в образовании краеведение призвано сыграть определённую роль в формировании у учащихся современного научного понимания о "триединстве системы "природа -человек - общество " и наглядно раскрыть учащимся роль человека во взаимодействии с окружающей средой, дать конкретные примеры её изменений, показать, какая существует связь хозяйственной и общественной деятельности с природой, и к каким она приводила, приводит и будет приводить результатам как для себя самой и человека. Для воспитания рачительного хозяина края экологическая проблема в краеведении очень своевременна.

"Используя краеведческий материал на уроках и во внеурочное время, учителю необходимо помнить, что он имеет двоякое назначение, С одной стороны, является средством конкретизации общеисторического, а с другой - он входит в систему знаний по истории края".

Так мы знаем, что наша Тульская земля вписала также немало героических страниц в летопись России, именно на нашей земле расположено Куликово поле - поле русской славы, где в 1380 году в смертельном единоборстве с ордынским игом зародилось величие единого, а потому непобедимого русского государства. А наш областной центр Тула и сама на протяжении веков всегда была несокрушимым бастионом на пути завоевателей. Туляки гордятся, что никогда вражеская нога не ступала на территорию Тульского Кремля» Даже в тяжелейшие дни 1941 года окружённая со всех сторон немецко-фашистскими войсками Тула не пала, приняв удар на себя, она помогла выстоять и Москве. Практика показывает, что использование местного материала на уроках как средства конкретизации не только не вызывает перегрузки учащихся, а наоборот значительно облегчает усвоение программного материала истории, делает знания учащихся более полными и глубокими.

Краеведение в школе проводится в трёх направлениях: на уроках, факультативных занятиях, во внеклассной и внешкольной работе.

Эффективность народного образования в нашей стране в немалой степени определяет успешная работа именно сельской школы - одного из распространённых типов школ страны.

Сельская школа имеет свою специфику работы: малая наполняемость, отсутствие параллельных классов, отдалённость от центров культуры, миграция коренного населения, "многостаночность"2. преподавания создают определённые трудности в учебно-воспитательном процессе.

Школа на селе - это не только образовательное учреждение, но и просветительский, культурный центр. Хочу поделиться опытом работы по применению индивидуального и дифференцированного подхода в краеведении. Приходя в класс, сталкиваешься с разными особенностями детей. Одни дети замкнутые, молчаливые, другие - "говоруны", чаще всего растущие "одиночками" среди взрослых. У одних 'сильно развита потребность в знаниях, они быстро усваивают учебный материал, другие отрицательно относятся к учёбе. Одни спокойные, другие непоседы, им трудно слушать, нет усидчивости и интереса к уроку. Важно своевременно это заметить, сориентироваться и организовать работу таким образом, чтобы каждый из них работал в полную меру своих возможностей.

При составлении календарно-тематического планирования уже задумываюсь об отборе краеведческого материала.

Например, по курсу отечественной истории XIX в. тема "Отечественная война 1812 года" идёт материал о туляках в Отечественной войне 1812 года. Теперь вопрос о том, как его преподнести? Чаще всего поручаю сделать сообщение 1-2 учащимся из тех, кто застенчив или слабо готовится к занятиям (материал из книги "Край наш Тульский", стр.60-62). Краеведческий материал включаю в разные этапы урока по частям или в целом.

При изучении местного материала иногда в классе создаю небольшие группы, членам которых даю определённое задание, исходя из интеллектуальных возможностей учащихся. Например, тема "Крестьянская реформа 1861 года", "сильные" учащиеся исследуют, как проходила реформа в нашем крае, другие ("послабее") составляют таблицу с количеством волнений крестьян по годам (1858г.-22, 1859г,-13, 1860г.-19 и какие категории крестьян освобождались; помещичьи крестьяне 1858г - 808,5 тыс. человек, государственные - 185 тыс. человек, казённые тульские оружейники). Для создания зрительного представления о волнениях вывешиваю картину "Восстание крестьян». При чтении лекции более подготовленные учащиеся её записывают, а менее подготовленные составляют план, текст лекции им даю. Эффективность урока, конечно, зависит от продуманности деятельности ученика и учителя.

Например, одни отвечают на вопросы, другие записывают воспоминания о том или ином времени или берут интервью у человека, связанного с тем или иным событием. Интересно проходят краеведческие уроки с показом фильма или диафильма. Одним ученикам нужно по просмотру передать содержание событий, а другим- ответить на вопросы. Но ещё более эффективно, если организовать встречу с ветераном. Правда, следует продумать всё до мелочей. цель встречи, интересующие вопросы, вручение памятного сувенира, текст приглашения; все эти замыслы учителя воплощать учащимся. При выполнении самостоятельных работ, часто при закреплении нового материала (работа с историческим документом), 2-3 "слабых " учеников приглашаю к себе и кратко в беседе выясняю усвоение нового материала. С ними тихо беседую, не мешая работать другим учащимся.

При работе в рабочей тетради также учитываю индивидуальные особенности: разгадать кроссворд, расшифровать шифрограмму, найти ошибки, заполнить "контурную карту, таблицу, схему, выучить поэтические строки. Любят дети слушать исторические притчи, анекдоты.

В последнее время много появилось тестированных заданий. Здесь тоже даю задания, опираясь на индивидуальные особенности детей, хорошо,- что тесты даются вариативно. Вообще, я такого мнения: давать задания всем: и "сильным" и "слабым" учащимся, чтобы не обидеть никого, но посильные, вызывающие интерес, помогающие, особенно "слабым", чувствовать себя увереннее,

В работе над терминологией важное место отвожу не только правильности определения, но и написания. Более подготовленным учащимся предлагаю игры "Отгадай!" (н а ф о р а - фараон), "Какое слово лишнее?"((рядович, закуп, смерд, раб) - объяснить, почему?) или "Исторические города" - вывешиваю список городов мира, связанных с важнейшими событиями древности: Вавилон, Рим, Афины, Карфаген, Киев, Москва и т. д. Участники игры стремятся как можно больше обозначить событий, связанных с этими городами. А те, кто послабее ищут эти города.

"Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости", - сказал А.С. Пушкин. Задачи образования мы решаем не только на уроке, но и во внеклассной работе.

Основная наша задача -воспитание человека, любящего свою Родину, поэтому мной разработаны основные направления внешкольной краеведческой работы и школьного музея «Моя деревня»: "Мой милый край, ты Родины частица!", которые ставят своей целью:

1) содействовать дальнейшему подъёму гражданской, патриотической, нравственной культуры подрастающего поколения, развитию у него исторического кругозора;

2) воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию нашей Родины;

3) способствовать возрождению народных традиций, обычаев и промыслов;

4) содействовать творческому росту одарённых детей.

В нашем школьном музее есть материалы следующих направлений:

1.    История возникновения нашей деревни Ракитино.

2. О чём рассказывают наши фамилии: Кузнецовы, Радюкины, Красавкины и т.д

3. Октябрьский переворот, изменивший жизнь нашей деревни.

4. Коллективизация: образование коммуны "Культура" и колхозов имени Ворошилова, "Новый путь", "Светлый путь", их первые руководители.

5.   Жители моей деревни в годы Великой Отечественной Войны.

6. Мирная жизнь колхоза "Защита страны": специализация, достижения.

7. Учитель, перед именем твоим... (история школы, создание книги Почёта).

8. Моё Ракитино сегодня: перспективы развития.

Эту работу ведём также индивидуально. Начальные классы узнают название деревни, историю её возникновения, распространённые фамилии односельчан, свои родословные, проводят сбор вещественных "памятников" для музея. 5-6 классы ведут поисковую работу по возникновению колхозов на территории деревне записывают воспоминания жителей, собирают документы: удостоверения, справки, сберкнижки, свидетельства о рождении и т.д. Учащиеся 7-9 классов ведут более сложную работу: в преддверии 66-летия Великой Победы ребята встречались с ветеранами, слушали их рассказы и записывали, собирали документы военных лет: фронтовые письма, фотографии, благодарности, "похоронки".

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. В верности этой народной мудрости учащиеся убедились, находясь в Епифанском этнографическом музее, нашем Узловском музее, на поле Куликовом, Красном холме, в храме Сергия Радонежского, в храме Пресвятой Богородицы - храме на крови и костях всех погибших воинов в 1380 году.                              

Живой обмен мнениями, споры об увиденном и услышанном - всё это свидетельствует о пробудившейся исторической памяти.

Раскрывая мир исторического прошлого своего края, мы, учителя истории, обществознания оглядываемся назад, чтобы лучше понять события сегодняшнего дня. Мы - наследники великого народа, поэтому призваны понимать, пояснить, бережно хранить, воспроизводить и преумножать духовную и материальную культуру русской нации. И в этом я всем нам желаю успеха.

Заключение.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ моего опыта по данной теме.

Индивидуальные   особенности   учащихся   влияют   на   качество знаний, т.е. усвоение ими определённого объёма знаний. Вот как я отслеживаю результаты своего труда и качество знаний учащихся.

Анализируемыми показателями являются следующие:

а)  результативность;

б)  объективность оценивания;

в)  состояние работы с "сильными" учащимися;

г)  уровень реализации учебных возможностей учащихся;

д)  состояние работы со слабоуспевающими учащимися.

По методу Н.Б. Фоминой обозначим: ИРВ - индекс реальных возможностей класса; ИУСВ - индекс полного усвоения или работа с "сильными"; ИНЕУСП - индекс прогнозируемой неуспеваемости или работа со "слабыми"; РЕЗ- результативность.

Результативность - важный показатель, выявляется в ходе анализа самостоятельных, контрольных работ, срезов и определяется по процентному отношению объёма заданий к выполненному практически. Хорошо, если РЕЗ совпадает с ИРВ или превышает его. Например:

В классе- 5 чел.

1 - учится на "4"                                         Ведём подсчёт:

2 - учится на "3"                                         ИРВ = 18х100   _                     18 х 100

3 - учится на "4"                                                        "5"х5            "5"-оценка| х 5 кол-во уч-ся

4 - учится на "3"

5 - Учится на «4»                                                = 72%   итого18 баллов

УСВ             3 = кол-во уч-ся, имеющих "4" или "5" х 100 Итак =_3х100 = 60%

качество                     общее кол-во уч-ся-5                    5

знаний

ИНЕУСП = 100% - ИРВ = 100% - 72% = 28%

Теперь диагностирую результаты за четверть:

 

 

сам. раб.

сам. раб.

к/р

1

 

4

4

4

2

 

3

2

2

3

 

5

4

4

4

 

 

3

4

3

5

 

4

5

4

итого

 

19

19

17

ИРВВЕ

_ 19 х 100

= 76%   - за

I работу

 

"5" X 5

ИРВ = 76 %   - за II работу

ИРВ= 68 % - за III работу - этот результат должен  насторожить учителя.

ИУСВ (работа с "сильными"   , Зх100 = 60% - качество знаний
или качество знаний)       5                                       в  
I работе.

ИУСВ = 80 % - качество знаний во II работе.

ИУСВ = 60% - качество знаний в III работе.

Соответственно % не справившихся учащихся с заданиями:

в 1 работе - 100% - 76 % = 24 %

во 2 работе - 24 %

в 3 работе - 100 % - 68 % = 32 %

Теперь сравниваю свои результаты с прогнозируемым показанием, который я определяю ещё до дачи контрольной или самостоятельной работы. Так я уверена, что в этом классе могут наверняка справиться три человека» Качество должно быть 60 %,

Учащиеся выпускного класса сдают экзамены по истории России, Результаты таковы:

2008-2009гг.                               2009-2010гг.                                          2010-2011гг.

5 чел.                                             3 чел.                                                    6 чел.

60% на "4" и "5"                      66,6% на "4" и "5"                             83% на "4" и «5

Сожалею, что нет "отличников".

 

Качество моей педагогической деятельности.

 

 

2010-2011гг.

2011-2012гг.

2012-2013гг.

5класс

50%

66%

66%

6класс

55%

50%

55%

7класс

66%

66%

66%

8 класс

70%

75%

75%

9 класс

75%

80%

80%

Важным результатом моей работы считаю то, что есть мои многие ученики пошли по моим стопам, стали учителями. Следовательно, я нашла к ним индивидуальный подход, способствующий развитию любознательности, интереса к предмету, а в дальнейшем и выбору профессии.

Вполне уверена, что   личностно-ориентированная   технология   требует постоянного личностного и профессионального роста учителя. Я считаю, что поиск путей индивидуализации обучения определяет одно из основных направлений модернизации отечественного образования. Как альтернатива традиционной унитарной организации учебно-воспитательного процесса индивидуализация обучения требует, прежде всего, внедрения новых подходов в решении вопросов нормативно-правового, организационно-педагогического, программного и учебно-методического обеспечения, а также перевода процесса индивидуализации обучения на технологический уровень.

Список используемой литературы.

1. "Болевые точки и нерешённые проблемы"- статья О. Репиной ж. "Директор школы" № 7-1999г

2. «Внеклассная работа по истории", составитель Е.М. Бердникова 2010г.

3. "Географическое краеведение в общеобразовательной школе», составитель А. Вакулов 2003г.

4. «География в школе" ж №6-1990г. С.Т. Шацкий

5. "О том, как мы учим и как следует учить". Дистервег А. Избр. пед. соч. т1- М.,1956.

6. Закон РФ "Об образовании".

7. "Историческое краеведение" под редакцией Г.Н. Матюшина.

8. "Историческое краеведение". В.Н. Ашурков.

9. "Индивидуализация обучения как один из путей активизации познавательной деятельности учащихся". М.М. Анцибор. Тула1988г.

10. Я.И. Ковальчук «Индивидуальный подход в обучении и воспитании» с .47 М. "Просвещение". 2001г.

11. «Индивидуальное и дифференцированное обучение» Инге Унт М. 1999г. Концепция модернизации образования.

12. "Методика историко-краеведческой работы в школе" под редакцией Н.С. Борисова. Музееведение. Москва. Высшая школа. 2005г        

13. «О воспитании» В.А. Сухомлинский. "Предметно-поточная организация - эффективный способ индивидуализации обучения» А.В.Ягубовсоч.т.2, М. 1964г., н/п ж,"3авуч" №3-2008г.,

14. "Перспектива развития сельской школы" А.З. Сафиуллин "Просвещение". 2009г.

15."Развитие учебных умений на уроках истории". Н.Н. Панферова, ж. "Тульская школа" №1-2007г.

16. «Формирование активной жизненной позиции школьника». М. "Просвещение" В.В. Пирогов. 2000г. Дистервег А. Избр. пед. соч. т1. С 111- М.,1956

 

Наши акции

Образовательное учреждение, направившее на конкурс(ы) или конференцию 10 и более работ одновременно, БЕСПЛАТНО получит Благодарственное письмо на имя Заведующего (Директора) ОУ с указанием всех участников конкурса или конференции.